Развитие творческой мыслительной деятельности учащихся

Развитие творческой мыслительной деятельности, самостоятельности суждений учащихся через использование традиционных и нетрадиционных форм и методов преподавания предметов

Хотелось бы поделиться опытом своей работы на уроках математики. Математика – это один из предметов в школьном курсе, где непосредственно на каждом уроке ученик получает большую умственную нагрузку, поэтому нужно задумываться над тем, как поддержать у учащихся интерес к предмету.Я думаю, статья будет полезна студентам педагогических институтов, молодым специалистам и учителям математики.

Карандашова Ю.А. учитель математики, информатики и ВТ ГУ СОШ № 40 г.Семей

В своей практике, на уроке, где закрепляется или повторяется материал, я использовала нестандартные виды работы, в частности игры. Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции учеников, заставляет удивляться. Особенно удачны такие уроки в среднем звене. Так, например, урок-сказка, урок-путешествие, урок-соревнование при изучении тем «Действия с натуральными числами», «Действия с десятичными дробями». Эти уроки заставляют всех детей включиться в игру, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Урок-сказка по теме «Действия с натуральными числами» проводился для отработки навыков выполнения действий с натуральными числами. В процессе такой формы урока вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Урок-сказка приемлем именно для детей такого возраста. Это развивает интерес к предмету. Этот урок ведется на основе сказки об Иване-царевиче и Кощее Бессмертном.

Идея соревнования по бальной системе заложена во многих играх, которые мы смотрим по телевизору с большим удовольствием. Поэтому уроки обобщающего повторения можно провести в форме телевизионных передач «Счастливый случай», «Поле чудес» и т.п. В старших классах на уроках можно применять групповую форму обучения. Примером является урок-игра «Лабиринт» на тему «Тригонометрические функции и их свойства».

Большая заинтересованность у учащихся к предмету возникает во внеклассной работе. Ежегодно проводимые недели математики способствуют развитию мыслительной деятельности, логического мышления, прививают интерес к предмету. Разнообразные по форме математические состязания выявляют одаренных детей и детей, которые любят данный предмет, хотя у них и не все получается. Естественно, что такие мероприятия часто не проводятся, но использование нестандартных форм обучения на уроках и во внеклассной работе способствуют увлечению учащихся предметом.

Игра должна быть не самоцелью на уроке, а средством обучения и воспитания.

Что ценнее всего для человека? «Здоровье», - не задумываясь, ответим мы, но хочется еще добавить, пусть человек будет здоровым физически и здравомыслящим. Мыслительность, мысль – ценное качество для человека. Насколько заманчива, удивительна, всесильна математика в развитии именно мыслительной деятельности человека.

Я остановлюсь на некоторых видах мыслительной деятельности школьников на уроках математики.

  • Устный счет. Первоначальная задача каждого учителя математики выработка у ребят навыка хорошего счета. Разнообразны способы устного счета:
    • Фронтальный – учитель задает вопрос, учащийся отвечает.
    • Различные виды игр , например, эстафета при решении больших примеров, содержащих много действий и др.

Конечно, чаще всего такие моменты используются в младшем и среднем звене, а в старших классах используется материал согласно пройденным темам.

Сейчас, в силу изменившихся программ, школьный курс арифметики настолько мал, что не только отработать вычислительные навыки, но и преподнести весь материал иногда не хватает времени. К тому же в век микрокалькуляторов, мобильных телефонов и персональных компьютеров у учащихся падает интерес к умственной вычислительной работе. В наше время бытует мнение, что вычислительная работа должна стать уделом компьютеров, а человек может отойти от этого рутинного занятия. Но при этом мы не замечаем, что, освобождая детей от вычислений, мы освобождаем их от умственного развития.

    • Круговые примеры – следующий вид занятий, повышающий умственную деятельность учащихся. Это примеры, позволяющие ребятам осуществлять самоконтроль, а учителю облегчают проверку работ.
  • Нравится ребятам, когда учитель дает задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей:

70:10+93=700+93=793;

6 ? 15+20-100=6 ? 35-100=210-100=110;

60+4 ? (39-6 ? 5)=64 ? (39-30)=64 ? 9=576;

  • Задачи с лишним условием и, наоборот, с недостающими данными, повышают интерес, стимулируют работу учащихся. Ребята любят, когда уроки оживлены задачами-шутками и заданиями на внимание.
  • Творческие задания : сочинительство задач, сказок, кроссвордов, ребусов, изготовление стереометрических фигур.
  • Групповой метод решения задач .
  • Программированный опрос . Сейчас тестирование очень актуально, так как большинство учащихся по окончании средней школы поступают в ВУЗы. Его можно проводить как в бумажном варианте, так и с использованием интерактивной доски, тестирующих устройств, так и с помощью компьютеров в кабинете информатики или мультимедийном кабинете. В последнем случае нужно специальное программное обеспечение.

Тесты могут быть различного вида. С выбором одного или нескольких правильных ответов, «Да-нет», открытый тест и т. д. Например:

    • Тест на определение истинности утверждения:

Принадлежит ли графику функции т. D (25;-5)?

    • Тест на заполнение пропусков в утверждении:

При ... выражение не имеет смысл?

    • Тест на выбор ответа:

Найдите значение корня .

a ) 9; b ) -9; c ) -9; 9; d ) 81; e ) -81.

  • Использование на уроках элементов историзма .
  • Нетрадиционные формы уроков : «Счастливый случай», «Поле чудес», «Звездный час», «Самый умный» и т.п., урок-лабиринт, сказка, путешествие, математическое кафе.
  • Доклады по темам . Позволяют значительно разнообразить урок, проводить его в форме семинара. При подготовке доклада к семинару или к обыкновенному уроку, на котором этот доклад будет фрагментом, ученик вырабатывает навыки работы с источниками, их конспектирования, использования www.ymniki.ru, анализа различных мнений, систематизации материала вокруг темы доклада и т.д.
  • Решение проблемных творческих задач аналогично умственной деятельности творческих и научных работников.
  • Выполнение практических работ .
  • Выполнение индивидуальных заданий .
  • Различные проверочные, самостоятельные, контрольные работы и диктанты .

Я перечислила несколько приемов, повышающих мыслительную деятельность ученика. Конечно, на каждом уроке использовать все эти приемы невозможно. Но, даже иногда используя некоторые их них, сам испытываешь удовлетворение.




 | Методика преподавания |  >Вперед ->>>

Авторские уроки Марины Макаровой

К уроку информатики



Добавить в закладки

Поиск на сайте





Яндекс.Метрика