Pascal. Работа с файлами

 

Файлы

Текстовые файлы

Эти два урока посвящены знакомству с текстовыми файлами в языке программирования ПАСКАЛЬ. Лекция в виде презентации расскажет Вам о назначении файлов, описании их в программе, правилах открытия файлов для записи, чтения и дополнения информации. Урок содержит тексты трех программ, есть задание для практической работы и план урока.

Скачать (415  Кб)

План уроков 47 и 48:

Урок № 47
Тема урока: «Текстовые файлы»

Триединая задача урока:

  1. Познавательная – познакомить учеников с понятием файлов данных, способами создания текстовых файлов, чтения из файла, использованием файлов.
  2. Развивающая – учить анализировать и сравнивать, задавать вопросы.
  3. Воспитательная – воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность, бережное отношение к вычислительной технике.

План урока

    1. Актуализация опорных знаний
      • Что такое типы данных?
      • Какие типы данных вы знаете?
      • Для чего используются массивы?
      • Сохраняется ли информация в массиве после того, как программа завершила свою работу?
      • Как можно хранить информацию на дисках компьютера?
    1. Изложение нового материала.
      • Что такое файл.
      • Физический и логический файл.
      • Описание текстовых файлов.
      • Открытие файла для записи, чтения и дополнения информации.
    1. Физкультминутка.
    1. Примеры задач:

Задача № 1

Пусть на диске (в текущем каталоге) есть файл myfile. dat, который состоит из некоторого числа целых чисел, разделенных пробелами. Написать программу, вычисляющую сумму этих элементов.

Задача № 2

Написать программу, в которой в текстовый файл записываются данные про 10 учеников: имя, вес и рост.

Перед созданием файла программа должна проверять наличие файла с таким именем на диске и спрашивать, что ей делать в случае обнаружения такого файла – прекратить работу или перезаписать файл.

Задача № 3

Написать программу, которая считывает слова из одного текстового файла и записывает их в столбик в другой текстовый файл.

Пояснение: слова разделяются символом пробел. Поэтому мы будем считывать символы из первого файла и «складывать» их в слово до тех пор, пока не встретиться пробел. Потом это слово запишем во второй файл и опять начнем формировать следующее слово. И так до тех пор, пока не достигнем конца первого файла.

    1. Итоги урока.
    1. Домашнее задание: Выучить конспект, Выучить § 35 п.1,4; § 36; Стр. 219 № 11

Урок № 48
Практическая работа «Составление программ с использованием файлов»

Триединая задача урока:

    1. Познавательная: Формировать навыки и умения составления программ с использованием файлов.
    1. Развивающая: Учить строить аналогии, выделять главное, ставить и решать проблемы.
    1. Воспитательная: Воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.

План урока

1. Техника безопасности при работе с компьютером.
2. Разъяснение хода практической работы.
3. Составить и выполнить на компьютере программы для решения задач:

Задача 1.

Написать программу, которая на диске компьютера создает файл nambers . txt и записывает в него 5 введенных с клавиатуры целых чисел. При помощи текстового редактора (например, БЛОКНОТА) просмотрите файл и убедитесь, что запись в файл произошла.

Задача 2.

Написать программу, которая дописывает в файл nambers . txt 5 введенных с клавиатуры целых чисел. При помощи текстового редактора (например, БЛОКНОТА) просмотрите файл и убедитесь, что запись в файл произошла.

4. Оценивание выполнения работы.

5. Итоги урока.

Список уроков по Паскалю
Авторские уроки Марины Макаровой

К уроку информатики