Рекомендации по обеспечению функционирования кабинетов информатики

Авторские уроки Марины Макаровой

К уроку информатики

Кабинет информатики

Рекомендации по обеспечению функционирования
кабинетов информатики
общеобразовательных учебных заведений

Настоящие Рекомендации разработаны на основе следующих документов:

  • Закон Украины "Про забезпечення санiтарного та епiдемiчного благополуччя населення" от 24.02.1994 г. N 4004-ХII;
  • Государственные санитарные правила и нормы (Державнi санiтарнi правила та норми "Влаштування i обладнання кабiнетiв комп'ютерно© технiки в навчальних закладах та режим працi учнiв на персональних комп'ютерах" ДСанПiН 5.5.6.009-98);
  • СНиП 11-4-79 "Естественное и искусственное освещение";
  • СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование на сайте teplovye-nasosy.com.ua";
  • СНиП 3.05.06-85 "Электротехнические устройства".

Открытие кабинетов информатики необходимо согласовывать с органами Госсанэпиднадзора после проведения необходимых лабораторно-инструментальных исследований.

Категорически запрещается использовать в общеобразовательных учебных заведениях в качестве видеомонитора для персональных компьютеров (далее - ПК) бытовые телевизоры и видеомониторы, которые сконструированы с использованием телевизионных электронно-лучевых трубок (кинескопов).

Перед введением в эксплуатацию кабинет информатики должен иметь:

  • санитарно-гигиенический паспорт (Приложение N 1), который отображает фактическое соответствие кабинета действующим нормативным документам и предназначен для осуществления санитарного надзора;
  • регламент занятий для разных возрастных групп с учетом государственных санитарно-гигиенических правил и норм;
  • разработанный и утвержденный в соответствующем порядке комплекс упражнений для органов зрения, дыхательной и мышечной систем, снижающий общее утомление и восстанавливающий трудоспособность учащихся (Приложения NN 2, 3).

Помещение и расположение рабочих мест с ПК

Не разрешается размещать кабинеты информатики в подвальных помещениях зданий.

Кабинеты, оборудованные компьютерной техникой, в общеобразовательных учебных заведениях должны размещаться в отдельных помещениях с естественным освещением и организованным обменом воздуха.

Площадь на одного учащегося, работающего на ПК, должна составлять не менее 6,0 кв. м, объем - не менее 20 куб. м.

Поверхность пола должна иметь антистатическое покрытие и быть удобной для влажной уборки.

При проектировании и строительстве новых и реконструкции действующих зданий общеобразовательных учебных заведений высота помещений, в которых предусмотрено использование ПК в учебном процессе, должна быть не менее 3,6 м.

Оснащение и организация рабочего места

При отсутствии специальной мебели допускается применение типовых ученических столов, предназначенных для шести ростовых групп: N 1 - 1000-1150 мм, N 2 - 1151-1300 мм, N 3 -1301-1450 мм, N 4 - 1451-1600 мм, N 5 - 1601-1750 мм, N 6 - более 1750 мм с высотой столешниц соответственно 460 мм, 520 мм, 580 мм, 640 мм, 700 мм, 760 мм.

Лучшими модульными размерами стола, на основе которых рассчитываются конструктивные размеры, следует считать ширину 600, 800, 1000. 1200 и 1400 мм, глубину - 800 и 600 мм при высоте стола 725 мм (при условии, что высота не регулируется).

Столы, рассчитанные на одного учащегося, работающего с ПК, должны иметь ширину не менее 700 мм, глубину - 600-800 мм.

Освещение помещений и рабочих мест. Микроклимат

Помещения с ПК должны иметь естественное и искусственное освещение.

Искусственное освещение должно осуществляться системой общего освещения. В качестве источников света при этом применяются, преимущественно, люминесцентные лампы.

В кабинетах и классах общеобразовательных учебных заведений, где обучение проводится с применением ПК, температура воздуха должна поддерживаться на уровне 19,5+0,5o С, относительная влажность воздуха составлять 60+5%, скорость движения воздуха - не более 0,1 м/с, обмен воздуха - 3-кратный за 1 час.

Экран видеомонитора ПК в зависимости от высоты символов рекомендуется размещать на расстоянии 400-800 мм от органов зрения.

Уровень ионизации воздуха на расстоянии 0,3 м от экрана видеомонитора должен составлять от 200 до 50000 легких положительных и отрицательных ионов в 1 куб. см. Для обеспечения нормативных уровней данного параметра рекомендуется установка аэроионизаторов, сертифицированных в Украине.

Санитарно-гигиегические требования

К работе с ПК допускаются учащиеся, прошедшие плановый медицинский осмотр.

Периодичность осмотров определяется нормативными документами Министерства здравоохранения и Министерства образования и науки Украины. Общий осмотр на протяжении учебного года проводит школьный врач, выясняя анамнестичные данные и оценивая общее состояние здоровья. При выявлении изменений артериального давления и нарушений зрения, школьный врач направляет учащихся для специального обследования в больницу.

Классы (кабинеты) информатики должны быть оборудованы индивидуальными рабочими местами. Не рекомендуется за один рабочий стол сажать двух учащихся.

Ориентация рабочих мест относительно источников искусственного и естественного освещения должна исключать возможность прямого попадания света на экран дисплея.

Организация режима работы учащихся на ПК. Режим учебных занятий

Рациональный режим занятий и отдыха предусматривает:

  • соблюдение регламента работы с дисплеем;
  • организацию перерывов в работе с дисплеями;
  • физкультурные паузы;
  • соответствующее государственным санитарно-гигиеническим правилам и нормам распределение уроков информатики в сетке расписания учебных занятий.

К занятиям с ПК учащиеся допускаются после инструктажа по технике безопасности.

Занятия с ПК проводятся лишь в присутствия учителя, который несет ответственность за безопасность учащихся. Особое внимание рекомендуется обратить на обеспечение правильной посадки учащегося за рабочим столом (при соблюдении соответствующих высоты стола и стула).

При обучении детей 6-летнего возраста работе с ПК время непрерывных занятий не должно превышать 10 минут.

Продолжительность непрерывной работы для учащихся при использовании мониторов ПК должна быть для учащихся:

  • 2-5 классов - не более - 15 мин.;
  • 6-7 классов - не более - 20 мин.;
  • 8-9 классов - не более - 20-25мин.;
  • 10-11 кл. на 1-ом часе занятий - до 30 мин., на 2-ом часе занятий - 20 мин.

При обучении учащихся в учебно-производственных комбинатах профессии оператора ЭВМ на занятия отводится:

  • в 10 классах - 135 мин. в неделю;
  • в 11 классах - 180 мин. в неделю.

Во время занятий по информатике для профилактики зрительной усталости должны проводиться специальные упражнения продолжительностью 1,5-2 мин., а через 45 минут работы - физические упражнения для профилактики мышечного, зрительного и общего утомления.

Непрерывная работа на ПК учащихся 10-11 -х классов при сдвоенных уроках не должна превышать на первом уроке 25-30 мин., на втором - 15-20 мин., возможен вариант организации занятий, при котором используется один академический час на теоретические занятия и два часа на практические занятия.

Практические занятия включают:

  • непрерывную работу с экраном ПК - 25-30 мин.;
  • выполнение комплекса упражнений по профилактике зрительного и статического утомления - 5 мин.

При производственном обучении учащихся старших классов программированию с использованием ПК в учебно-производственном комбинате 50% времени следует отводить теоретическим занятиям.

Занятия в кружках и на факультативах по информатике с использованием ПК следует проводить не ранее, чем через час после окончания учебных занятий в общеобразовательном учебном заведении. Продолжительность занятий - не более 2-х академических часов в неделю.

Противопоказания к участию в занятиях с ПК учащимся с аномалиями рефракции органов зрения устанавливаются офтальмологом.

С целью предупреждения переутомления зрительных анализаторов необходимо проводить комплекс упражнений для органов зрения (Приложение N 2).

Для предупреждения общего утомления учащихся необходимы физкультурные паузы, включающие упражнения улучшающие функциональное состояние нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата (Приложение N 3).

 
Директор
 
Зав кабинетом  

Приложение 1

Санитарно-гигиенический паспорт кабинета информатики

1. Общие положения.
Заполняются в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения и Министерства образования и науки Украины:

Полное наименование общеобразовательного учебного заведения  
Адрес:
Город
 
Район  
Улица
Дом N
 
Проект здания общеобразовательного учебного заведения (индивидуальный, типовой и пр.)  
Проект помещения класса  
Дата введения в эксплуатацию  

2. Санитарно-гигиеническое состояние помещения

Общая площадь класса  
Количество рабочих мест  
Ориентация окон  
Окраска Пол  
Стены  
Оконные рамы  
Двери  
Материалы покрытий и отделки Отделка  
Стены  
Пол  
Наличие штор на окнах (размер и цвет)  
Вентиляция (специальная, естественная)  
Отопление  
Температура  
Влажность  
Освещение  
Уровень шума  
Уровень вибрации  
Уровень ионизации воздуха  

3. Техника безопасности

Инструкция  
Наличие контура заземления  
Акт приемки заземления  
Разводка электрообеспечения (документация)  
Защита от перегрузки  
Защита от КЗ  

4. Пожарная безопасность

Инструкция  
Огнетушители  
Способы оповещения  
План действий при пожаре  


5. Режим доступа в кабинет информатики

Ключи (оперативные и контрольные)  
Сигнализация  
Журнал доступа  

6. Характеристика рабочих мест

Рабочее место учителя (укомплектованность, паспорт)  
Рабочее место учащегося (количество мест, конфигурация класса)  
Характеристика оборудования  
Расположение рабочих мест (по периметру, рядами и т.д.)  

7. Режим работы кабинета информатики

Расписание занятий  
Возрастные группы  
График медицинского осмотра  
График профилактических работ  

" ______ " __________________ 200__ г.

Председатель комиссии
от отдела (управления) образования

__________________________________
Ф.И.О.
Члены комиссии  
1. Директор общеобразовательного
учебного заведения

____________________________________
Ф.И.О.
2. Районная (городская) СЭС

_______________________________________
Ф.И.О.
3. Районный (городской)
отдел пожарной охраны

________________________________________
Ф.И.О.
4. Сигнализация (милиция)

_________________________________________
Ф.И.О.

Приложение 2

Комплекс упражнений для органов зрения

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана (монитора).

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы на счет 1-4, раскрыть глаза, расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4, закрыть и открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, посмотреть прямо на счет 1-6. Выполнить упражнение также налево, вверх, вниз.

Перевести взгляд направо, вверх, налево, вниз, прямо на счет 1-6, налево, вверх, направо, вниз и вдаль на счет 1-6.

Повторить 4-5 раз.


Приложение 3

Комплекс упражнений для физкультурных пауз

Физкультурная пауза, заполненная специальными упражнениями, повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную трудоспособность.

Рекомендуются следующие упражнения:

  1. Ходьба на месте 20-30 сек, темп средний.
  2. Исходное положение (и. п.) - основная стойка (о. с.), руки вперед, ладони вниз, руки в стороны, ладони вверх, стать на носи), руки вверх, прогнуться, и. п. Повторить 4-6 раз.
  3. И. п. - ноги врозь, немного шире плеч. Руки перевести за спину и наклонить корпус. Повторить 6-8 раз.
  4. И. п. - ноги на ширине плеч. Руки за голову, поворот туловища вправо и влево. Руки в стороны, наклон вперед. Повторить 6 раз.
  5. И. п. - руки вытянуты вперед ладонями вниз. Приседания с разведением рук в стороны. Темп средний. Повторить 6 раз.
  6. И. п. - ноги врозь немного шире плеч, руки на пояс. Круговые движения туловищем. Повторить 4 раза.
  7. И. п. - ноги врозь на ширину плеч, руки на пояс. Круговые движения головой в разные стороны. Темп средний. Повторить по 4 раза.
  8. И. п. - руки в разные стороны на уровне плеч. Круговые движения руками по часовой стрелке и наоборот. Одновременно сжимать и разжимать пальцы рук. Повторить 4 раза.
  9. Ходьба на месте медленно с выравниванием дыхания.
  10. Авторские уроки Марины Макаровой

    К уроку информатики

    Кабинет информатики



Добавить в закладки

Поиск на сайте





Яндекс.Метрика