Проблемы и противоречия современной системы образования
Проблемы и противоречия современной системы образования

Образование – это один из важнейших институтов жизни на нынешнем этапе развития человечества. Потому очень важно, чтобы все его части были сбалансированными и одинаково развитыми, в том числе и та часть, которая отвечает за духовно-нравственное воспитание.
Однако говорить о таком балансе и развитости не приходится, поскольку современная система образования мало того, что далека от идеала, она ещё и порождает ряд труднопреодолимых противоречий.
Если немного посидеть и разобраться в этом вопросе, то будет видно, что истоки всех противоречий в системе современного образования лежат в отсутствии теоретического обоснования процесса духовного и нравственного становления личности. Дело в том, что становление личности человека и получение ним образования – это единое и неразрывное целое, находящееся в разных системах координат человеческой жизни и непосредственно отвечающее за нормальную жизнедеятельность.
Сами посудите, изначально процесс становления человека как личности и члена социума происходит в непосредственном взаимодействии семьи, церкви, системы образования и общества.
В этих сферах жизнедеятельности человека тесно и довольно сложно переплетены не только личностные интересы, но и государственные, народные, национальные и религиозные традиции, которые являются неотъемлемой часть образовательного процесса.
Практически каждый педагог в своей практике прибегает к рассмотрению проблемы духовно-нравственного становления человека в условиях современной жизни.
В каком месте возникают противоречия? Основные и наиболее серьёзные противоречия возникают в момент перехода одной сферы в другую, либо при их тесном взаимодействии друг с другом. Эти противоречия сами по себе не имели особого значения для процесса образования, однако чаще всего они приводят к возникновению конфликтных ситуаций, связанных с постановками целей и задач образовательного процесса, а также его общего содержания и используемых во время образования методов и методик.
Если не останавливаться на каком-либо предмете по отдельности, а говорить об образовании в целом, то основные противоречия и практической, и теоретической области можно поделить на следующие пункты:
- противоречия между традиционным восприятием жизни и современным образовательным обеспечением, которое не воспитывает в ребёнке мораль, нравственность и духовность;
- противоречие между системой семейного воспитания и государственной образовательной системой;
- противоречие, возникающее между образовательными моделями и современными методиками;
- противоречия между природным процессом психофизического развития ребёнка и процессом обучения, возникающим и контролируемым образовательной средой.
Как видим, проблемы не столь серьёзны, однако они требуют экстренного вмешательства и своевременных изменений в воспитательных подходах в образовании.
* * *
Фото: Fotolia.com © pressmaster
Об авторе: Макарова Марина Евгеньевна, руководитель проекта
УРОКИ ИНФОРМАТИКИ. https://uchinfo.com.ua
Вы можете поместить эти материалы у себя на сайте или в рассылке при условии сохранения полного текста, включая авторский блок, гиперссылку на сайт и условия перепечатки.