Turbo Pascal. Разработка программ, содержащих оператор ветвления
Авторские уроки Марины Макаровой
Автор: Холстинина Ольга Ивановна, учитель информатики
Источник: festival.1september.ru
Все познается через труд,
через преодоление ошибок (собственных),
через процесс решения задач.
С.Окулов. “Основы программирования”
Изучение программирования и языков программирования, таких как Basic, Pascal, C++, Delphi и др. является неотъемлемой частью информатики. С помощью языков программирования можно создавать свои программы, решать нестандартные задачи, решить которые в стандартных пользовательских программах невозможно. Программирование вырабатывает у учащихся следующие развивающие функции: четкое логическое мышление, аккуратность и внимательность, и при этом развивает находчивость, изобретательность, фантазию и творческие способности. Недаром программирование, называют не только наукой, но и искусством.
Программирование – одна из самых традиционных тем в информатике. В течение всего периода преподавания информатики методика преподавания тем “Алгоритмика”, “Программирование” претерпела значительные изменения. Это связано с уменьшением количества уроков, отводимых на изучение этой темы в старших классах, но требования к уровню усвоения знаний и умений этого раздела программы по информатике нисколько не изменились, так как он остается основой фундаментальных знаний по предмету. Часто при изучение программирования целью становится - демонстрация языка на примерах простых программ с краткими комментариями. Времени на более глубокое изучение, на самостоятельное решение задач практически не остаётся. Но все - таки необходимо изыскать все возможности, чтобы преподавание темы “Программирование” оставалось на достаточном теоретическом и практическом уровне. Это возможно и за счет построения моделей в среде программирования при изучении темы “Моделирование”, и за счет внеклассных занятий по информатике - работы кружка “Основы программирования”.
Считаю наиболее целесообразным начинать изучение программирования с языка Паскаль. Язык Паскаль был создан в 1971 году Никлаусом Виртом как учебный язык. Основной принцип заложенный в нем – это поддержка структурной методики программирования. Большим плюсом при выборе языка программирования в пользу Паскаля, является и то, что русскоязычный Алгоритмический язык и Паскаль очень похожи, поэтому освоив первый, даже те учащиеся, которые испытывают затруднения при составлении программ, могут действовать “по образцу”.
Изучение базового курса информатики в нашей школе начинается с 8 класса, поэтому в календарное планирования в 8 кл. включены темы “Алгоритмика”, “Программирование”. За основу взят учебник С.М. Окулова “Основы программирования”. Данное учебное пособие позволяет построить занятия с максимальным использованием компьютера на занятиях, и при этом формируется определенный стиль мышления. Из нехватки времени алгоритмизацию, и язык программирования осваиваем параллельно.
При изучении данной темы в среднем звене возникают определенные трудности:
- дети еще недостаточно подготовлены (отсутствует необходимая теоретическая подготовка детей по математике и физике и др.);
- ученики считают, что информатику можно знать без темы “Программирование”, хотя значимость темы никто не отрицает;
- ученики еще не сделали для себя выбор в профессиональной подготовке и не уверены, что занятия программированием им необходимы.
Больше внимания уделять программированию в старших классах заставляет и ЕГЭ. Экзамен по информатике в основном выбирают выпускники, ориентированные на получение высшего профессионального образования в сфере информационно-коммуникационных технологий. А что бы учащиеся имел отметку “4” или “5” ему необходимо сделать часть 2, которая включает задания по теме “Алгоритмика и программирование” и задания части 3, направленные на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, предусмотренных требованиями к обязательному уровню подготовки по информатике учащихся средних общеобразовательных учреждений. В этой части также проверяются умения на повышенном и высоком уровне сложности по теме “Технология программирования”.
Учитель должен помнить, что изучать программирование необходимо:
- с целью фундаментализации курса информатики. Одним из фундаментальных принципов работы информатики является принцип программного управления компьютера. Понять его невозможно, не зная, что такое программа для ЭВМ;
- любой школьный предмет должен выполнять наряду с образовательной, развивающей, воспитательной функцией должен выполнять и профориентационную функцию. Программирование является важнейшей профессиональной областью деятельности, весьма важной, современной, престижной.
Тип урока: урок изучения новых знаний и их первичное закрепление.
Цели урока:
- Дидактическая: способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации;
- Образовательная:
- сформировать представление о принципе работы условного материала
- сформировать навыки программирования в среде TP
- Развивающая:
- формирование ИКТ- компетентности;
- развитие алгоритмического мышления.
- Воспитательная: способствовать формированию партнерских отношений в классе.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивная доска;
- Презентация;
- Карточки - задания;
- Анкета по рефлексии.
Скачать презентацию и приложения
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний и умений.
- Мотивация. Сообщение темы цели и темы урока.
- Объяснение нового материала.
- Первичное закрепление нового материала
- Выполнение заданий.
- Рефлексия.
- Итог урока.
Ход урока
Основное содержание учебного материла | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
|
||
Проверяет готовность к уроку. Раздает карточку - заданий. | Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя. | |
|
||
Презентация. Слайд 1. Ученики дают подробные пояснения к ответам. |
Читает задание Какие числа относятся к типу Integer
Program 2 pr;
х2+2ху-у2
Sqrt(x)*3 – (a+2)/b |
Ученики выполняют задания, ответ записывают в
путевой лист.
|
Работа с интерактивной доской. Приложение 1 (Приложение можно взять у автора). Ученики выходят к доске, выполняют задание, делают пояснения. | Проверка задание. | Работа в паре. Меняются с соседом тетрадями. Оценивают работу. |
|
||
Показ презентации. (Слайд 2), ученики дают подробные пояснения к ответам. |
|
Записывают тему урока и цель в тетрадь. |
|
||
Показ презентации. Показ слайда 4. | Знакомит учащихся с условным
оператором Условные операторы позволяют выбирать для выполнения те или иные части программы в зависимости от некоторых условий. Если, например, в программе используются вещественные переменные x и z, и на каком-то этапе решения задачи требуется вычислить z=max(x, y), то желаемый результат получается в результате выполнения либо оператора присваивания z:=x, либо оператора присваивания z:=y. Поскольку значения переменных x и y заранее неизвестны, а определяются в процессе вычислений, то в программе необходимо предусмотреть оба эти оператора присваивания. Однако на самом деле должен выполниться один из них. Поэтому в программе должно содержаться указание о том, в каком случае надо выбирать для исполнения тот или иной оператор присваивания. Это указание естественно сформулировать с использованием отношения x>y. Если это отношение при текущих значениях x и y справедливо (принимает значение true), то для исполнения должен выбираться оператор z:=x; в противном случае для исполнения должен выбираться оператор z:=y (при x=y безразлично, какой оператор выполнять, так что выполнение оператора z:=y в этом случае даст правильный результат). Для задания подобного рода разветвляющихся вычислительных процессов в языках программирования существуют условные операторы. Рассмотрим полный условный оператор Паскаля: If b then S1 else S2; Здесь if (если), then (то) и else (иначе) являются служебными словами, В – логическое выражение, а S1 и S2 – операторы. Посмотрите на слайд. Программа для решения какой задачи составлена? Подчеркните условный оператор. |
Ученики слушают, делают записи в тетрадях. |
Показ слайда 5. |
При формулировании алгоритмов весьма типичной является такая ситуация, когда на определенном этапе вычислительного процесса какие-либо действия надо выполнить только при выполнении некоторого условия, а если это условие не выполняется, то на данном этапе вообще не нужно выполнять никаких действий. Простейшим примером такой ситуации является замена текущего значения переменной х на абсолютную величину этого значения: если x<0, то необходимо выполнить оператор присваивания x:= - x; если же x>=0, то текущее значение х должно остаться без изменений, т.е. на данном этапе вообще не надо выполнять каких-либо действий. В подобных ситуациях удобна сокращенная форма записи условного оператора в Паскале: if B then S; |
|
|
||
Показ презентации. Показ слайда |
Выполните задания:
|
|
|
||
Слайд 10. Работа с интерактивной доской. Приложение 2. (Приложение можно взять у автора) |
Учитель предлагает задания.
A:=5; b:=4; c:=3; A:=9; b:=8; c:=2; A:=1; b:=4; c:=8; a:=7; b:=3; c:=6; a:=53; b:=14; a:=3; b:=4; |
Да. Теперь мы знаем, как можно записать условный оператор на Паскале. Составляют программу. |
|
||
Приложение (анкета) | Дает пояснения к заполнению анкеты. | Заполняют анкету. |
|
||
|
||
Слайд 11. |
|
Записывают домашнее задание. |
Скачать презентацию и приложения
Литература.
- Окулов. С.М., Основы программирования. – 3-е изд. – M: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Задачник – практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под. Ред. И. Семакина, Е. Хенера. – Лаборатория Базовых Знаний., 2004
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., Информатика. Базовый курс для 7 -9 кл. – М. Лаборатория Базовых Знаний, 2004.
Авторские уроки Марины Макаровой