Проблемы и противоречия современной системы образования

Все статьи

Проблемы и противоречия современной системы образования

Проблемы и противоречия современной системы образования

Образование – это один из важнейших институтов жизни на нынешнем этапе развития человечества. Потому очень важно, чтобы все его части были сбалансированными и одинаково развитыми, в том числе и та часть, которая отвечает за духовно-нравственное воспитание.

Однако говорить о таком балансе и развитости не приходится, поскольку современная система образования мало того, что далека от идеала, она ещё и порождает ряд труднопреодолимых противоречий.

Если немного посидеть и разобраться в этом вопросе, то будет видно, что истоки всех противоречий в системе современного образования лежат в отсутствии теоретического обоснования процесса духовного и нравственного становления личности. Дело в том, что становление личности человека и получение ним образования – это единое и неразрывное целое, находящееся в разных системах координат человеческой жизни и непосредственно отвечающее за нормальную жизнедеятельность.

Сами посудите, изначально процесс становления человека как личности и члена социума происходит в непосредственном взаимодействии семьи, церкви, системы образования и общества.

В этих сферах жизнедеятельности человека тесно и довольно сложно переплетены не только личностные интересы, но и государственные, народные, национальные и религиозные традиции, которые являются неотъемлемой часть образовательного процесса.

Практически каждый педагог в своей практике прибегает к рассмотрению проблемы духовно-нравственного становления человека в условиях современной жизни.

В каком месте возникают противоречия? Основные и наиболее серьёзные противоречия возникают в момент перехода одной сферы в другую, либо при их тесном взаимодействии друг с другом. Эти противоречия сами по себе не имели особого значения для процесса образования, однако чаще всего они приводят к возникновению конфликтных ситуаций, связанных с постановками целей и задач образовательного процесса, а также его общего содержания и используемых во время образования методов и методик.

Если не останавливаться на каком-либо предмете по отдельности, а говорить об образовании в целом, то основные противоречия и практической, и теоретической области можно поделить на следующие пункты:

  • противоречия между традиционным восприятием жизни и современным образовательным обеспечением, которое не воспитывает в ребёнке мораль, нравственность и духовность;
  • противоречие между системой семейного воспитания и государственной образовательной системой;
  • противоречие, возникающее между образовательными моделями и современными методиками;
  • противоречия между природным процессом психофизического развития ребёнка и процессом обучения, возникающим и контролируемым образовательной средой.

Как видим, проблемы не столь серьёзны, однако они требуют экстренного вмешательства и своевременных изменений в воспитательных подходах в образовании.

* * *

Фото: Fotolia.com © pressmaster

 

Все статьи



Об авторе: Макарова Марина Евгеньевна, руководитель проекта
УРОКИ ИНФОРМАТИКИ. http://uchinfo.com.ua

Вы можете поместить эти материалы у себя на сайте или в рассылке при условии сохранения полного текста, включая авторский блок, гиперссылку на сайт и условия перепечатки.




Добавить в закладки

Поиск на сайте





Яндекс.Метрика