Pascal. Работа с файлами


Файлы

Текстовые файлы

Эти два урока посвящены знакомству с текстовыми файлами в языке программирования ПАСКАЛЬ. Лекция в виде презентации расскажет Вам о назначении файлов, описании их в программе, правилах открытия файлов для записи, чтения и дополнения информации. Урок содержит тексты трех программ, есть задание для практической работы и план урока.

Скачать (415  Кб)

План уроков 47 и 48:

Урок № 47
Тема урока: "Текстовые файлы"

Триединая задача урока:

  1. Познавательная – познакомить учеников с понятием файлов данных, способами создания текстовых файлов, чтения из файла, использованием файлов.
  2. Развивающая – учить анализировать и сравнивать, задавать вопросы.
  3. Воспитательная – воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность, бережное отношение к вычислительной технике.

План урока

  1. Актуализация опорных знаний
    • Что такое типы данных?
    • Какие типы данных вы знаете?
    • Для чего используются массивы?
    • Сохраняется ли информация в массиве после того, как программа завершила свою работу?
    • Как можно хранить информацию на дисках компьютера?

  2. Изложение нового материала.
    • Что такое файл.
    • Физический и логический файл.
    • Описание текстовых файлов.
    • Открытие файла для записи, чтения и дополнения информации.

  3. Физкультминутка.

  4. Примеры задач:
  5. Задача № 1

    Пусть на диске (в текущем каталоге) есть файл myfile. dat, который состоит из некоторого числа целых чисел, разделенных пробелами. Написать программу, вычисляющую сумму этих элементов.

    Задача № 2

    Написать программу, в которой в текстовый файл записываются данные про 10 учеников: имя, вес и рост.

    Перед созданием файла программа должна проверять наличие файла с таким именем на диске и спрашивать, что ей делать в случае обнаружения такого файла – прекратить работу или перезаписать файл.

    Задача № 3

    Написать программу, которая считывает слова из одного текстового файла и записывает их в столбик в другой текстовый файл.

    Пояснение: слова разделяются символом пробел. Поэтому мы будем считывать символы из первого файла и «складывать» их в слово до тех пор, пока не встретиться пробел. Потом это слово запишем во второй файл и опять начнем формировать следующее слово. И так до тех пор, пока не достигнем конца первого файла.

  6. Итоги урока.

  7. Домашнее задание: Выучить конспект, Выучить § 35 п.1,4; § 36; Стр. 219 № 11

Урок № 48
Практическая работа «Составление программ с использованием файлов»

Триединая задача урока:

  1. Познавательная: Формировать навыки и умения составления программ с использованием файлов.

  2. Развивающая: Учить строить аналогии, выделять главное, ставить и решать проблемы.

  3. Воспитательная: Воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.

План урока


1. Техника безопасности при работе с компьютером.
2. Разъяснение хода практической работы.
3. Составить и выполнить на компьютере программы для решения задач:

Задача 1.

Написать программу, которая на диске компьютера создает файл nambers . txt и записывает в него 5 введенных с клавиатуры целых чисел. При помощи текстового редактора (например, БЛОКНОТА) просмотрите файл и убедитесь, что запись в файл произошла.

Задача 2.

Написать программу, которая дописывает в файл nambers . txt 5 введенных с клавиатуры целых чисел. При помощи текстового редактора (например, БЛОКНОТА) просмотрите файл и убедитесь, что запись в файл произошла.

4. Оценивание выполнения работы.

5. Итоги урока.


Список уроков по Паскалю

Авторские уроки Марины Макаровой

К уроку информатики



Об авторе: Макарова Марина Евгеньевна, руководитель проекта
УРОКИ ИНФОРМАТИКИ. http://uchinfo.com.ua

Вы можете поместить эти материалы у себя на сайте или в рассылке при условии сохранения полного текста, включая авторский блок, гиперссылку на сайт и условия перепечатки.




Добавить в закладки

Поиск на сайте





Яндекс.Метрика